Версия для слабовидящих

Муниципальное общеобразовательное учреждение «ВЕЛИКОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГАВРИЛОВ-ЯМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»

Проект «Воспитание гражданина и труженика села»

Великосельская средняя общеобразовательная школа

Тема проекта: Воспитание гражданина и труженика села в общеобразовательной школе

Идея проекта: Воспитание выпускника, способного к добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда, готового к умелому сочетанию трудовой деятельности с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе.

Противоречия

— между необходимостью повышения эффективности воспитания обучающихся сельской школы и обострившимися проблемами процесса социализации сельской молодежи;

— между насущной необходимостью сохранения сельского социума и отсутствием притягательности сельского образа жизни для выпускников сельской школы.

Вводная часть проекта

Обоснование проекта.

Великосельская средняя общеобразовательная школа находится недалеко от районного центра – г. Гаврилов-Ям и в 32 км от областного центра – г. Ярославля. Она является одной из старейших школ области (в 2008 году отметила свое 140-летие), расположена в старом русском селе Великое, богатом историей и традициями. Достопримечательности села: Великосельский кремль, особняк фабриканта Локалова, липовый парк, Черный пруд, вишневые сады. В селе были развиты кузнечное дело, сапожное производство, швейное производство, кирпичное производство, ватное производство, обработка и переработка льна, садоводство и огородничество. Изучение исторического прошлого села и возрождение традиций являются мощным воспитательным потенциалом, основанным на близких к ребенку понятиях: любви к родителям, родным местам, родному укладу жизни.

Организация воспитательной работы в сельской школе имеет гораздо большее значение, чем в городской, так как ее ученики ограничены в возможности выбирать объединение по интересам, посещать различные кружки и секции. Замкнутость социального пространства, удаленность культурных центров, ограниченность сферы социальных связей учащихся создают трудности в организации образовательной и воспитательной работы в сельской школе. Именно школа часто становится основным очагом культуры на селе оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его жителей. Это позволяет привлекать учащихся к активному участию в решении экономических и культурных проблем, с ранних лет приобщать их к делам села и тем самым формировать у детей чувство принадлежности к своей малой Родине и ответственности за нее. Социальный заказ школе на преобразование в сфере воспитания мы видим в том, чтобы педагогическими средствами попытаться ослабить усилившуюся тенденцию в миграции молодежи из села.

Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Она включена в жизнь и быт людей. Сельский школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания. В связи с ухудшением экологической обстановки для сельских школьников особо важно овладеть основами экологической культуры и природосберегающего хозяйствования.

В настоящее время в селе практически отсутствуют традиционные ремесла и так называемые народные промыслы. Изменилась и роль крестьянина, который выполняет роль не хозяина, а наемного работника, что, безусловно, отрицательно влияет на его самооценку. Мало отличается от городского и некогда самобытный язык современного сельского жителя, во многих селах практически исчезли традиционные праздники и ритуалы. Этого быть не должно, т.к. теряется связь между поколениями, поэтому следует уделять особое внимание приобщению детей к русскому культурному наследию.

Таким образом, наша школа, с одной стороны, очень сильно ощущает на себе все изменения, трудности, возникающие в жизни села, местном хозяйстве, а с другой — сама способна оказывать существенное влияние на решение социальных проблем села, оперативно реагировать на происходящие вокруг события. Развитие школы неразрывно связано с ее социальным окружением, использованием воспитательного потенциала сельского социума. (СПК «Колос», Великосельский аграрный техникум, лесничество, музей, приходской центр детского творчества, ДК, филиал ДДТ, совет ветеранов, библиотека, ДЮШС, школа искусств, детские сады, поликлиника, Администрация Великосельского сельского поселения).  Школа при этом может успешно выполнять роль носителя, генератора и трансформатора самых лучших, прогрессивных идей, традиций, обрядов.

В нашей школе имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. У нас есть возможность организовать сотрудничество с СПК «Колос» по уборке урожая, с Великосельским аграрным техникумом (ВАТ) по организации практического вождения трактора и профориентационной работе, с турагенством «Ярославские путешествия» по организации и проведению интерактивных экскурсий на базе школьного музея «Светелка».

Выпускники сельской школы должны уметь жить в условиях обостренной социальной и материальной неопределенности, решать задачи организации новых форм хозяйствования на селе, в том числе и негосударственных. В условиях изменения содержания и характера труда и отмирания ряда видов массового труда, растущей безработицы и в то же время расширения сфер применения способностей сельского жителя, сельская школа призвана обеспечить соответствующую подготовку учащихся с учетом данных изменений. Мы можем использовать возможности ВАТ, где готовят специалистов-фермеров для подготовки учащихся к организации малого и среднего бизнеса на селе; возможности приходского центра, который возрождает старинные промыслы, адаптированные к современным условиям (кузнечное дело, изготовление глиняной игрушки)

Цель проекта: Создать условия для ценностного, созидательного отношения школьников к сельскому образу жизни на основе удовлетворения их индивидуальных, образовательных, профессиональных и социальных потребностей.

Ожидаемый результат: Закрепление выпускников на селе и участие их в возрождении, сохранении и развитии традиций, производства на селе.

для детей: личностное и профессиональное самоопределение, воспитание людей способных созидать, творить.

для школы: повышение рейтинга среди учащихся, родителей, социума, поднятие престижа ОУ, развитие отношений с социальными партнерами.

для села: сохранение и развитие производства на селе, возрождение традиций.

для родителей: выполнение социального заказа семьи по подготовке их детей к взрослой жизни в условиях села

Задачи:

воспитательные

  • Воспитание чувства гордости за свою школу (изучение истории школы, летопись школы, возрождение традиций, оформление и украшение школьной территории);
  • Воспитание любви к родному краю, чувства гордости за его историю, культуру, традиции через реализацию творческих проектов социальной направленности (летопись села, участие в благоустройстве села, забота о ветеранах, подготовка сельских праздников и экологических акций);
  • Обучение учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе (проектная деятельность, профессиональное обучение);
  • Воспитание уважения к сельскому труду (постройка русской избы, в дальнейшем школьного музея, изготовление предметов быта для русской избы, обработка земли трактором, мотоблоком, опытническая работа);
  • Воспитание бережного отношения к природе (посадка деревьев, участие в субботниках по благоустройству территории села с привлечением родителей, восстановление школьного фруктового сада, охрана памятника природы – липового парка);
  • Воспитание бережного отношения к традициям (интерактивные экскурсии, Великосельская Ярмарка, возрождение ремесел);
  • Поддержание культурного наследия (изготовление глиняной игрушки, резьба по дереву, льняные изделия, вышивка);
  • Развитие навыков, обеспечивающих включение выпускников в общественную жизнь;
  • Формирование духовно-нравственных ценностей (факультатив по православной культуре, знакомство с церковными праздниками).

организационные

  • Создание условий для дифференцированного образования сельских школьников, имеющих различные образовательные потребности;
  • Внесение изменений в содержание учебных дисциплин, вопросов сельской тематики;
  • Применение технологий и методик, повышающих эффективность обучения и воспитания в сельской школе;
  • Обеспечение участия  учащихся в производительном труде созидательной, общественной направленности, основанном на личной и общественной мотивации;
  • Повышение статуса  роли семьи в воспитательной деятельности школы;
  • Установление связи с организациями социума по вовлечению их в совместную деятельность, по формированию у обучающихся ценностного отношения к сельскому образу жизни;
  • Организация целенаправленной профориентационной работы;
  • Использование производственного потенциала социальных партнеров для  формирования у учащихся необходимых   умений и навыков в условиях села;
  • Активное привлечение родителей для формирования у обучающихся духовно-нравственных качеств, умений и навыков, нужных для сельского труженика.

управленческие

  • Выяснить и систематизировать перечень требований к результатам воспитания гражданина и труженика села, заложенных в проекте Федерального государственного образовательного стандарта в соответствии с социальным заказом родителей, общественности села Великое, местного рынка труда, основных социальных партнеров.
  • Сделать системный и проблемно-ориентированный анализ состояния школы в свете вышеперечисленных требований.
  • Составить концептуальную основу проекта.
  • Создать непрерывную, целостную программу воспитания гражданина и труженика села в условиях образовательной школы.
  • Выяснить необходимые и достаточные ресурсы (программно-методические, информационные, нормативно-правовые, материально-технические, финансовые, кадровые).
  • Разработать систему внешней и внутренней мотивации участников образовательного процесса для эффективной реализации программы.
  • Организовать методическую работу с учителями, классными руководителями, просветительскую работу с родителями.
  • Провести апробацию, реализацию программы.
  • Выяснить риски и ограничения.
  • Обобщить материалы и создать методическую разработку: Воспитание гражданина и труженика села в условиях образовательной школы.
  • Издание научно-методических материалов.

Средства реализации – индивидуализация образовательного процесса (дифференцированная работа, сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогическая поддержка одарённых детей, обучение детей в санаторных школах)

  • Через учебный процесс (индивидуализация обучения и воспитания, индивидуальные образовательные планы, индивидуальные образовательные программы, простраивание индивидуальных образовательных маршрутов, предметные недели);
  • Через воспитательную деятельность (клубы по интересам, кружки, секции, ОПТ, участие в конкурсах, проблемно-тематические дни, коллективно-творческие дела, семейные клубы), социально-профессиональную практику;
  • Через интегрированную деятельность (проектная деятельность, интерактивные программы, производственная деятельность).

Сроки реализации: сентябрь 2008 г. – май 2010г.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный: сентябрь 2008г. — декабрь 2008г.
  2. Внедренческий: январь 2009 г. – май 2010 г.
  3. Обобщающий: июнь 2010 г.- август 2010 г.
  4. Распространение результатов: сентябрь – ноябрь 2010 г.

Стоимость проекта: 780 тысяч рублей

Критерии оценки успеха проекта

  1. Актуальность выбранной тематики.

Проект воспитание гражданина и сельского труженика отвечает новым приоритетам развития образовательной системы на селе, которая сместилась на потребностную сферу людей, удовлетворении и качественного развития потребностей, запросов личности сельской семьи, местного рынка труда, общественности с. Великое. Одновременно данный проект отвечает требованиям, заложенным в проекте Федерального Государственного стандарта и социально-личностного развития учащихся.

  1. Глубина раскрытия темы проекта.

Проект представлен в виде целостной, непрерывной системы деятельности школы, семьи, социальных партнеров, общественности с. Великое по формированию социально-личностных качеств, необходимых для жителей сельской местности.

  1. Практическая ценность проекта:

Проект предполагает:

а) Создание сельской школы, как центра живой культуры (как плода человеческого труда) призванной обеспечивать социальную и духовную зрелость подрастающего поколения с. Великое. В школе предполагается создание ценностей духовной и материальной культуры, ведущих ремесел с. Великое, культуры сельского труда, семейных отношений, образцов экологической культуры;

б) Создание, реализацию и защиту различных проектов учащихся, направленных на: развитие, благоустройство, экологическую защиту, туристско-краеведческую деятельность с. Великое, формирование жизненно-необходимых практических умений и навыков по работе с деревом, металлом, тканью, другими материалами, уходу за животными, землей, благоустройству своего дома, приусадебного хозяйства.

в) Создание понятного для всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, социальных партнеров, общественности инструментария для оценки и самооценки уровня сформированности качеств гражданина и сельского труженика;

г) Создание целостной системы мотивации родителей, их активности по формированию социально-личностных качеств их детей, не только в рамках школы, но и семьи;

д) Отсутствие в школе, других общественных местах противоправных действий учащихся;

е) Количество выращенного на пришкольном участке экологически чистого урожая для питания учащихся школы, детского дома, санатория «Сосновый бор» и «Искра», детского сада с. Великое;

ж) Результаты опроса, общественного мнения жителей с. Великое, родителей, администрации профессиональных учебных заведений района и области о качестве сформированности социально-личностных качеств учащихся и выпускников школы;

з) Увеличение доли выпускников 9-х-11-х классов решивших связать свою будущую профессиональную деятельность с жизнью сельского труженика;

и) Результаты смотров, конкурсов, соревнований, в которых принимают участие учащиеся школы по тематике проекта;

Применение в перспективе основных положений проекта в сельских школах муниципального района и Ярославской области.

к) Создание учебно-методического пособия по тематике проекта.

Место осуществления проекта – Великосельская средняя общеобразовательная школа и             с. Великое

Проект Воспитание гражданина и труженика села (DOC)

 

Последнее изменение: 25 апреля 2011

Оставить комментарий

Изображения должны быть включены!